Руководство Avast продает персональные данные пользователей на миллионы долларов
Антивирус Avast оказался в центре скандала, накопив и продав огромные массивы данных своих пользователей коммерческим структурам. В списках покупателей фигурируют Google, Home Depot, Microsoft и Pepsi, суммы приводятся семизначные. Формально, сама компания Avast не причем, так как оперировала теми данными, сбор которых одобрили сами пользователи. А «расфасовкой» по тематическим пакетам и торговлей занималась уже ее дочерняя структура Jumpshot.
Главный вопрос – являются ли проданные данные анонимными? Одно дело статистика посещений YouTube с конкретного ПК – и совсем другое та же статистика, но с указанием реальных данных пользователей. А ведь в списке утечки еще и все запросы в поисковиках, использование банковских карт, соцсетей и т.д. Даже если сведения анонимны, не так уж сложно сопоставить ряд фактов, чтобы вычислить личность человека.
Еще у Jumpshot есть услуга под названием «Все клики», суть которой описана следующим слоганом: «Каждый поиск. Каждый клик. Каждая покупка. На каждом сайте». Достоверно известно, что нью-йоркская маркетинговая фирма Omnicom Media Group заплатила за ее использование $ 2,075 млн в 2019-ом. А значит, ей наверняка воспользовались и другие заказчики – но большинство из тех, на кого указывают журналисты, включая корпорации Expedia, Intuit, Keurig, Condé Nast и Loreal, не спешат признаваться.
Скандал разразился всего через несколько месяцев после того, как Mozilla удалила расширения Avast Online Security и SafePrice для Firefox. Они собирали гораздо больше данных, чем было заявлено. А еще в Avast грешат тем, что в пользовательском соглашении компания выговаривает право на «обработку» данных, но не их «продажу» – это уже повод подать на ее действия в